Поэтика
од М.В.Ломоносова.
М.В.Ломоносов - крупнейший представитель русского
классицизма. Собственно с его именем мы и связываем прежде всего утверждение в
России классицизма – господствующего направления в искусстве и литературе XVII – XVIIIвв.
Основное место в поэтическом творчестве Ломоносова
принадлежало одическому жанру. Он вошел в историю русской литературы прежде
всего как поэт - одописец.
Центральной темой в одах Ломоносова было тема
Родины. Он не устает славить величие России, обширность и необозримость ее
территории, неисчерпаемое обилие ее природных богатств. В «Оде… 1748 года»
создан грандиозный образ России:
Она, коснувшись
облаков,
Конца не зрит
своей державы
Гремящей насыщенна
славы,
Покоится среди
лугов…
…Веселый взор
свой обращает
И вкруг
довольства исчисляет,
Возлегши локтем
на Кавказ.
Оды Ломоносова наполнены громом и блеском. Их строки
дышат огненной энергией, подобно той, которая заключена была в железных полках
русского воинства, сокрушавшего неисчислимую силу врагов. Вот, например, как
описывается героизм русских солдат в оде «На взятие Хотина»:
Крепит Отечества
любовь
Сынов российских
дух и руку;
Желает всяк
пролить всю кровь,
От грозного
бодрится звуку.
Наряду с показом героизма русских воинов Ломоносов
рисовал в своих одах образы выдающихся исторических деятелей: Дмитрия Донского,
Ивана IV,
Петра I,
боровшихся за укрепление политической самостоятельности и военной мощи русского
государства. В особенности Ломоносов часто обращался к Петру I. Это был его любимый герой. С
именем Петра I
Ломоносов связывал свои представления о России. В лице Петра он воспевал мощь,
силу и великую жизнеспособность русской нации. В этом нетрудно убедиться,
обратившись к лучшей оде Ломоносова 1747 года – на день восшествия на престол
Елизаветы Петровны. В оде немало строк, обращенных к Елизавете Петровне, но все
же прославляет поэт больше Петра I,
и не как государя, а как выдающегося исторического деятеля. Не случайно,
поэтому Петр I
назван человеком, притом с большой буквы («зиждителем мира искони… прислал в
Россию Человека, каков неслыхан был от века»). В величаво-торжественной, но
очень точной образной манере говорит Ломоносов о делах Петра («Россию,
варварством попранну, собой возвысил до небес»), о его славных успехах как
полководца («Сквозь все препятства он вознес главу, победами венчанну»).
Высокому, гражданскому содержанию од Ломоносова
соответствовала их композиционно-стилевая структура. И построение оды, и ее
торжественно-патетический стиль, включавший гиперболические описания,
комические сравнения, метафоричность языка, риторические фигуры, - все это
усиливало эмоциональное воздействие на читателя.
Ломоносову нередко удавалось уже «приступом»
(вступлением) придать оде тональность, соответствующую ее главной теме. Так, «Ода…
1747 года», посвященная прославлению мира в России, начиналась приступом
«тихим»:
Царей и царств
земных отрада,
Возлюбленная
тишина,
Блаженство сел,
градов ограда,
Коль ты полезна
и красна!
- восклицает поэт, рисуя далее роскошь
невиданного благополучия:
Вокруг тебя
цветы пестреют
И классы на полях
желтеют…
Тема мира и науки появляется в ней необходимейшим
порядком. Ломоносов обращается к Елизавете Петровне и рисует ее поборницей
мира. В «Оде… 1747» Ломоносов рисует
императрицу Елизавету Петровну. Вот что поэт говорит о ней:
Божественным
устам приличен,
Монархиня, сей
кроткий глас:
О коль достойно
возвеличен
Сей день и тот
блаженный час,
Когда от
радостной премены
Петровы
возвышали стены
До звезд
плескание и клик!
Когда ты крест
несла рукою
И не престол
взвела с собою
Доброт твоих
прерасный лик!
В портрете Елизаветы Петровны нет ни одной
сколь-либо характерной для нее индивидуальной черты. Здесь не живое лицо, а
схема, условное изображение «добродетельной» монархини.
Мнимые достоинства Елизаветы описываются «высоким»
стилем, как того и требовал жанр хвалебной оды. Уста монархини называются
«божественными», ее глас (не голос!) –
«кроткий»; а радостные клики по случаю воцарения на престол Елизаветы достигали
даже звезд.
Разнообразны средства создания Ломоносовым торжественного,
высокого слога од. В оде 1747 года высокость слога достигается использованием
славянизмов: бряцает (ударяет в струны), зиждитель (строитель, основатель),
паки (опять), паства (пастбище), зрак (образ, вид). Этому же служат усеченные
формы прилагательных:
Вы, наглы
вихри, не дерзайте
Реветь, но кротко разглашайте
Прекрасны
наши времена.
-поэтическая инверсия, встречающаяся очень часто: «Секирным земледелец стуком»;
-
восклицания и риторические вопросы:
Творец! Покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи… («Утреннее
размышление»)
Твоей великодушной воле
Что можем сие воздать? ( «Ода…1747
года»)
-
использование античной мифологии в «Оде…1747 года» фигурирует Миневра, Марс,
Нептун, музы:
В полях кровавых Марс страшился,
Свой меч в Петровых зря руках,
И с трепетом Нептун чудился,
Взирая на российский флаг…
-
различные виды тропов. Из так называемых «троп речений» Ломоносов особенное
значение предает метафорам: «вихри
пламенны», « рощи ароматные», «нежныя весна».
Его
эпитеты ярки и эмоциональны: «оковы
тяжкие», «заря багряная» .
Оды
Ломоносова исполнены также самых смелых, ярких и живописных гипербол и
аллегорий.
Там вихри
пламенны кружатся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожи шумят. («Утреннее размышление»)
Тогда божественны науки
Чрез горы, реки и моря
В Россию простирали руки («Ода …1747 г.»)
Все
эти стилистические особенности в соединении со строгим подбором лексического
материала, осуществляемым исключительного в русле «высокого штиля»,
действительно придают одам Ломоносова ту необыкновенную пышность, великолепие,
«высокое парение», к которому он намеренно стремится.
Художественному
воздействию од Ломоносова способствовали также разработанный стих (выбранный им
стихотворный размер – ямб), стройная десятичная строфа, яркость живописи.
То,
что ямб должен был быть, по требованию Ломоносова, по преимуществу чистым, то
есть полноударным – пиррихиев, также способствовало этому. Почти каждое слово,
входившее в стих, должно было непременно нести на себе ударение, что тем самым
выделяло, подчеркивало его.
Ког-да бы смерт-ным, толь вы-со-ко
--/--/--/--/-
Воз-мож-но бы-ло
воз-ле-теть
--/--/--/--
Или же:
Ве-ли-ко-е све-ти-ло ми-ру
--/--/--/--/-
Блис-та-я с веч-ной вы-со-ты
--/--/--/--
Специальный
эффект звуковой выразительности, зачастую прямой изобразительности звуковой
живописи достигался Ломоносовым благодаря нарочистому подбору звуков.
Словом,
в одах Ломоносова все элементы формы были целенаправленны, соотнесены
содержанию. В результате этого в поэтическом творчестве Ломоносова впервые на
протяжении нашей литературы 18 в. было обретено соответствие формы и
содержания, то есть то, что является одним из самых основных условий
художественности и чего мы не имеем у предшествовавших его автором.
В
этом смысле Ломоносов, действительно, является отцом нашей художественной
литературы.
Источник: http://irsolovieva.ucoz.ru |