8 - 9 КЛАССЫ
ВОПРОС №1
Участники должны продемонстрировать владение
орфоэпическими нормами русского литературного языка
Покажите звуковую многозначность буквы з,
записав в транскрипции слова возы, воз, возить, езжу, опоздал, позже,
визг, визжать.
ОЦЕНКА. По 1 баллу за правильную транскрипцию; 2 балла
за ответ; максимальное количество баллов – 10.
ОТВЕТ. Буква з может обозначать звуки [з], [з’],
[с], [], [’].
ВОПРОС №2
Участники должны продемонстрировать знание современной
орфографической нормы и умение
обосновать ее с исторической точки зрения.
До XV века [ж]
и [ш] были мягкими. Докажите это,
опираясь на современные правила написания слов.
ОЦЕНКА: от 1 до 2 баллов за
каждую верную позицию ответа; максимальный балл – 10.
ОТВЕТ. В русской орфографии сохранились следы мягкости
шипящих:
- после шипящих ж
и ш пишется и и е, как после мягких
согласных, а не ы и э: жизнь,
ширь, шелест;
- поскольку мягкость исконно мягких согласных не
обозначалась специальными буквами я и ю,
после шипящих, за исключением некоторых заимствований (жюри, брошюра и др.), пишутся гласные а и у, но не я и ю:
пишу, вожу, левша, госпожа;
- после шипящих в исконно русских морфемах пишется
безударный гласный е, а не о: мышеловка,
биржевой, сторожем, маршем;
- существительные женского рода,
оканчивающиеся на шипящий или мягкий согласный, склоняются одинаково: сушь/степь (И-В), суши/степи (Р-Д-П), сушью/степью
(Т);
- после шипящих на конце наречий, кроме исключений и
существительных женского рода, пишется мягкий знак: дрожь, настежь, глушь, сплошь.
ВОПРОС №3
Участники должны показать знание семантической системы
современного литературного языка.
В приведенном диалоге собеседники не понимают
друг друга. Объясните причину (назовите языковое явление), ставшее
причиной непонимания.
В черновых примечаниях к «Евгению Онегину» есть такая
запись:
Кто-то спрашивал у старухи: по страсти ли, бабушка,
вышла ты замуж?
– По страсти, родимый, – отвечала она. – Приказчик и
староста обещали меня до полусмерти прибить.
ОЦЕНКА: 2 балла за название явления; 2 балла за
объяснение; максимальное количество баллов – 4.
ОТВЕТ. Собеседник не понимают друг друга потому, что
каждый из них имеет в виду только одно, строго определенное значение
многозначного слова страсть. Спрашивающий
употребляет слово страсть в высоком,
романтическом смысле – «сильная пылкая
любовь к лицу другого пола, любовное, чувственное влечение». Второй
собеседник – старая крестьянка – ориентируется на привычное для нее
разговорно-просторечное значение – «страх,
ужас, нечто страшное», которое подкреплено и усилено ассоциативной связью
со значением слова страсть,
закрепленным во фразеологическом сочетании страсти
Христовы «мучения, страдания» (книжн.церк.).
ВОПРОС №4
Участники должны показать элементарную осведомленность
в происхождении и истории слова.
Определите, опираясь на историю слов крыло,
шило, весло, метла, какое из них является «лишним» в этом ряду?
ОЦЕНКА: 2 балла за правильный ответ, по 1 баллу за
этимологический анализ каждого слова; максимальное количество баллов – 5.
ОТВЕТ. Весло. В корне этого слова исторически выступал звук [z]: *vez-sl-o (ср. везти).
В остальных словах в корне был или до сих пор
сохраняется звук [т]: *kryt-l-o, *šit-l-o, *met-l-a (ср. крыть,
шить, подметать).
ВОПРОС №5
Участники должны продемонстрировать навыки
семантического анализа языковой единицы в синхронии и диахронии.
Объясните значение слова потка, употребленного в
древнерусском письменном памятнике «Моление Даниила Заточника» (XIII век): не скот в скотех коза, не рыба в рыбах рак, не
зверь в зверех еж, не потка в потках нетопырь.
Подберите к нему не менее 2 этимологически родственных
слов.
ОЦЕНКА: 2 балла за правильный
ответ , по 1 баллу за каждое слово; максимальное количество баллов – 4.
ОТВЕТ. Птица;
этимологически родственные слова – петь,
петух (возможны другие слова с этим корнем).
ВОПРОС №6
Участники должны продемонстрировать знание речевых
норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.
Образуйте формы страдательных причастий прошедшего
времени от данных глаголов. Выделите формообразующие суффиксы. Если формы не
образуются, объясните почему:
обвесить, стереть, хозяйничать, охлаждать,
обескроветь, обескровить.
ОЦЕНКА. 1 балл за каждую правильную форму, 1 балл за
объяснение; максимальное количество баллов – 6.
ОТВЕТ:
обвесить – обвеш-енн-й;
стереть – стер-т-ый;
хозяйничать – форма не образуется, т.к. глагол
неперехдный;
охлаждать – образование
формы затруднено;
обескроветь –
форма не образуется, т.к. глагол неперехдный;
обескровить – обескровл-енн-ый.
ВОРОС №7
Участники должны продемонстрировать навыки синхронного
и диахронического морфемного и словообразовательного анализа.
Установите, каким образом членятся на морфемы (в
современном русском языке и исторически) следующие слова: совесть, досуг, замок (дверной),
пир, везде. К каждому слову подберите примеры, иллюстрирующее как
древнее, так и современное морфемное членение.
ОЦЕНКА: 1 балл за каждое правильно проанализированное
слово, 1 балл за каждый пример; максимальное количество баллов – 20.
ОТВЕТ:
Современное членение
|
Древнее членение
|
Совесть-Ǿ (совестливый)
|
*Со-вед-ст-ь (ведать)
|
Досуг- Ǿ (досуговый, удосужиться)
|
*до-сQг-ъ
(при-сяг-а)
|
За-мок- Ǿ (за-мык-ать, от-мык-ать)
|
*за-мък-ъ
|
Пир-Ǿ (пировать)
|
*пи-р-ъ (пи-ти)
|
Везде
|
*весь-де (весь)
|
ВОПРОС № 8
Участники должны показать знание русской фразеологии и
умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте
Восстановите первоначальный вид фразеологизма и
объясните, с какой целью автор изменил его.
С остальными только знакомлюсь, еще и фунта соли не
съедено из положенного пуда: наша льдина и сорока километров не продрейфовала.
(В.Санин)
ОЦЕНКА: по 2 балла за каждый правильный ответ;
максимальный балл – 4.
ОТВЕТ. Пуд соли
съесть с кем – очень хорошо знать кого-либо. Выражение известно в
нескольких европейских языках. Чтобы съесть так много соли (16 кг), нужно прожить с
человеком долгое время. В старину этого времени требовалось еще больше, так как
соль была дорогим продуктом и ее расходовали очень экономно.
Пуд соли символизировал собой долгое время. В предложении
указывается, что еще немного времени прошло, чтобы хорошо узнать кого-либо.
ВОПРОС №9
Участники должны продемонстрировать знание
морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова.
Какими частями речи могут быть следующие слова: дали,
пила, простой, печь? Как называются такие слова? Составьте с ними
словосочетания и дайте грамматическую характеристику этих слов.
ОЦЕНКА: по 1 баллу за указание каждой части речи; 1 балл за ответ на вопрос; максимальное
количество баллов – 10.
ОТВЕТ. Это слова-омонимы, а точнее – омоформы.
Дали – сущ. в И-В мн.ч. (синеющие дали); глагол в форме прош. вр. (дали задание).
Пила – сущ. ж.р. в И ед.ч. (ржавая пила); глагол в форме прош. вр. (жадно пила).
Простой - сущ. м.р. в
И-В п. ед.ч. (очередной простой);
прилаг. в полной форме (простой фасон);
глаг. в повелит. накл. (простой еще
немного).
Печь – сущ. ж.р. в И-В. п. ед.ч. (русская печь); глагол в инфинитиве (печь пироги).
ВОПРОС № 10
Участники должны продемонстрировать знание
синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические
явления повышенной сложности.
Определите, какими членами предложения являются
междометия. В каком предложении нужно поставить тире? Обоснуйте свой ответ.
1. А девица ха-ха-ха! Не боится, знать, греха!
2. Сказал бы ох,
да не дал Бог.
3. Раздалось «ау»
в лесу.
4. Крики «ура» разнеслись по лесу.
5. А
сапожки-то на нем футы-нуты.
ОЦЕНКА: 1 балл за каждый правильный ответ; 2 балла за
объяснение пунктуационных норм; максимальное количество баллов – 7.
ОТВЕТ. Междометие может выступать в функции разных
членов предложения. В 1 и 5 предложениях
междометие – сказуемое; во 2 – дополнение;
в 3 – подлежащее; в 4 – определение.
Тире ставится в 1 предложении.
Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если
сказуемое выражено фразеологическим оборотом, глаголом ультрамгновенного
действия, звукоподражательными словами, междометиями. Если между подлежащим и
сказуемым есть несогласованный второстепенный член предложения, наречие и др., то тире отсутствует. Поэтому
в 5 предложении тире не ставится.
ВОПРОС № 11
Участники должны показать осведомленность в области
истории русского языкознания.
Какие стили и на какой основе выделил М.В. Ломоносов в
своем трактате «О пользе книг церковных в словенском языке». В чем новаторство М.В.Ломоносова при
характеристике стилей?
ОЦЕНКА. 2 балла за ответ на первый вопрос; 2 балла за ответ на второй вопрос;
максимальное количество баллов – 4.
ОТВЕТ: М.В. Ломоносов описал три стиля: высокий,
средний, низкий. Ученый впервые охарактеризовал стили на лингвистической основе
(с точки зрения того, какая лексика
используется)
|