Схема анализа лирического произведения
1. О стихотворении и его авторе.
Кем и когда написано стихотворение, кому оно посвящено, как было воспринято
читателями и критиками, особенности эпохи - вся та информация, которая
относится к стихотворению вообще.
2. Жанровое своеобразие стихотворения (ода, гимн, романс, элегия...).
3. Структура образов и развитие конфликта.
а) Тема и основная мысль произведения.
б) Как развивается в тексте мысль и чувство автора (с чего стихотворение
начинается и чем заканчивается, как вы думаете, почему автор выбирает именно
такую композицию)
в) Система художественных образов стихотворения (как эти образы соотносятся с
жизнью человека и его чувствами).
4. Черты лирического героя.
5. Основные особенности поэтического языка.
а) Тропы и фигуры (сравнение, эпитет, метафора, метонимия,
олицетворение, символ, гипербола, инверсия).
б) Языковой поуровневый анализ
* поэтическая фонетика (ассонанс, аллитерация.)
* поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы).
* Использование явлений морфологии и синтаксиса.
6. Ритм.Стихотворный размер. Рифма.
7. Мое восприятие произведения.
План анализа эпизода
Определить |
План сопоставительной характеристики героев
1. Какие
герои сопоставляются, почему сравниваются именно они. |
I.
Вступление
Место героя в произведении.
II. Основная часть
Характеристика героя как определенного социального типа.
1. Внешний облик;
2. Социальное и
материальное положение героя;
3. Мировоззрение, круг
умственных интересов героя:
• профессия, занятия героя;
• цель в жизни;
• уровень развития героя.
4. Мир чувств героя:
• отношения с окружающими
людьми;
• внутренние переживания,
чувства, эмоции героя.
5. Какие черты личности
выявляются в произведении:
• с помощью портрета;
• в речевой характеристике
героя;
• через поступки героя /
героев;
• с помощью предыстории и
биографии героя;
• через окружающую обстановку;
• через характеристику других
действующих лиц;
• в авторской характеристике.
III. Заключение.
Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в
произведении.