Меню сайта

Московское время

Форма входа

Поиск

10 КЛАСС

 

ВОПРОС №1

Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка.

Найдите в стихотворном отрывке пример на смягчение твердого согласного в сочетании согласных.

Царь затрясся весь от дикой злости,

Приказал своей покорной свите:

«Нуте-ка, в тюрьму девчонку бросьте,

Или лучше – сразу удавите!» (М.Горький)

ОЦЕНКА.  2 балла за правильный ответ, максимальное количество баллов – 4(6).

ОТВЕТ. Ассимилятивное смягчение согласного перед мягким согласным наблюдается в словах «затрясся», «злости», как вариативное  в слове  «свите».

 

ВОПРОС №2

Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической  нормы и умение обосновать ее с исторической точки зрения.

Дайте этимологическое объяснение написанию сомнительных гласных в словах.

Сн_гирь, п_скарь, л_пата, л_пух, _кно, к_ричневый, см_тана, ок_лесица, г_лубой.

ОЦЕНКА. 2 балла за орфографию, 2 балла за объяснение написания каждого слова; максимальное количество баллов – 20.

ОТВЕТ. Слова имеют общие исторические корни: снегирь – снег; пескарь – песок (предполож.); лопата и лопух – лопасть; окно – око; коричневый – кора; голубой – голубь; околесица – около, коло (круг, родственное сущ.  с уменьшительным суффиксом кольцо); сметана – сметать, мести, мёл.

 

ВОПРОС №3

Участники должны показать знание семантической системы современного литературного языка.

В  приведенном диалоге собеседники не понимают друг друга. Объясните причину (назовите языковое явление),  ставшее  причиной непонимания.

В пьесе А.Н.Островского «Бешеные деньги» (действие 4):

Телятев…Вы, я слышал, были в Лондоне, а в Морокко не были?

Василий. Этаких стран я, сударь, и не слыхивал. Морок, так Мороком и останется, а нам не для чего. У нас, по нашим грехам, тоже этого достаточно, обморочат как раз.

ОЦЕНКА: 2 балла за название явления; 2 балла за объяснение; максимальное количество баллов – 4.

ОТВЕТ. В пьесе А.Н.Островского «Бешеные деньги» непонимание обусловлено так называемой «ложной этимологией»  – переосмысление чужого непонятного слова на основании внешнего и очень приблизительного сходства с другим, знакомым словом – Марокко  и морок (обл.), в котором ясно ощущается смысловая связь с глаголом морочить (разг.) – «сбивать с толку, вводить в заблуждение, дурачить; обманывать» сохранившееся преимущественно в производных словах типа: обморок, морока, морочить и др.

 

ВОПРОС №4

Участники должны показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слова. 

Определите, являются ли этимологически родственными  глаголы:

- обуять («Обуяла грусть-тоска» - из народной песни; «Тогда султан был духом гнева обуян» - А. С. Пушкин, «Подражания Корану»);

- обувать (надевать обувь)?

Обоснуйте свой ответ, опираясь на этимологию слов.

ОЦЕНКА: 1 балл за правильный ответ, 3 балла за полное и точное толкование каждого слова; максимальное количество баллов – 7.

ОТВЕТ. Эти глаголы не являются однокоренными

Обуять – от древнерусского прилагательного буи (глупый), ср. буйный; т. е. значение слова – «свести с ума, лишить рассудка».

Обувать – от древнерусского яти (иметь), ср. объятие; т. е. значение слова – «охватить со всех сторон».

 

ВОПРОС №5

Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова.

Объясните значение слова вертоград (сборник притч, нравоучительных рассказов, популярный в России вплоть до начала ХХ века, назывался «Вертоград многоцветный»). Подберите этимологически родственные ему слова.

ОЦЕНКА: 2 балла за правильный ответ; 2 балла за подбор этимологически родственных слов к каждому корню; максимальное количество баллов – 6.

ОТВЕТ. Сад. Этимологически родственные слова – огород, ограждать и т. д., вертеть, вернуть и т. д. (т. е. в слове 2 корня).

 

ВОПРОС №6

Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

Образуйте  краткие формы следующих прилагательных. Если формы не образуются, объясните почему.  Укажите слова, у которых могут быть образованы две краткие формы.

Гуманный, повинный, отдаленный, горелый, ответственный, дерзновенный, золотой, каурый.

ОЦЕНКА. 1 балл за каждую правильную форму; 4 балла за объяснение; максимальное количество баллов – 12.

ОТВЕТ:

гуманный – гуманен;

повинный – повинен;

отдаленный – отдален;

горелый кр. форм нет, т.к. наблюдается омонимия с глагольными формами прош. времени;

ответственный –  ответственен / ответствен;  

дерзновенный – дерзновенен / дерзновен (у прилагательных на -ственный/-енный могут быть две краткие формы – с беглым гласным и без него);

золотой – форма не образуется у качественных прилагательных, образованных путем перехода из других разрядов;

каурый  форма не образуется у качественных прилагательных, называющих масти животных.

 

ВОРОС №7

Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа.

 

Установите, каким образом членятся на морфемы (в современном русском языке и исторически) следующие слова: спор, конура, забавный, притча, остров. К каждому слову подберите примеры, иллюстрирующее как древнее, так и современное морфемное членение.

ОЦЕНКА: 1 балл за каждое правильно проанализированное слово, 1 балл за каждый пример; максимальное количество баллов – 20.

ОТВЕТ:

Современное членение

Древнее членение

Спор- Ǿ (спор-щик)

Съ-пор-ъ (пре-пир-аться, у-пор-ный)

Конур-а (конур-к-а)

Ко-нур-а (ныр-ять, нор-а)

Забав-н-ый (забав-а)

За-бав-н-ыи (из-бав-и-ти)

Притч-а (притчевый)

При-тьч-а (тык-ать, с-тык)

Остров- Ǿ (остров-ок)

О-стров-ъ (стру-я)

 

ВОПРОС № 8

Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте

Восстановите первоначальный вид фразеологизма и объясните, с какой целью автор изменил его.

Днем валит снег, а ночью во всю ивановскую светит луна, роскошная, изумительная луна. (А.П.Чехов)

ОЦЕНКА: 2 балла за каждый правильный ответ; максимальное количество баллов – 4.

ОТВЕТ. Во всю Ивановскую (кричать, вопить, реветь) – очень громко, изо всех сил. Ивановская – название площади в Московском Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого. Существует несколько версий этимологии фразеологизма: 1) на Ивановской иногда читали указы во всеуслышание, громким голосом, во всю Ивановскую площадь. Отсюда переносный смысл выражения; 2) на Ивановской площади также иногда наказывались дьяки за взятки и лихоимство. Их нещадно били кнутами и батогами, отчего они кричали во всю Ивановскую площадь.

А.П.Чехов  употребил фразеологизм  с глаголом светить и расширил значение фразеологизма: в предложении реализуется значение «очень активно, интенсивно».

 

ВОПРОС №9

Участники должны продемонстрировать знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова

Какие функции в предложении могут выполнять следующие словоформы. Подтвердите это собственными  примерами. Определите грамматические признаки данных слов в каждом конкретном случае.

Ничего, что, точно.

ОЦЕНКА. 1 балл за каждое правильно составленное предложение; 1 балл за определение грамматических признаков; максимальное количество баллов – 26.

ОТВЕТ. Названные слова – функциональные омонимы, дифференциальными  признаками которых являются категориальное значение, синтаксическая функция, изменяемость, членимость, способность участвовать в процессе словообразования. Например, словоформа ничего может употребляться в тексте в роли отриц. мест., слова категории состояния, прилагательного и др.:

- Уж не жду от жизни ничего я. (М.Ю.Лермонтов) (отвечает на падежный вопрос, является дополнением, управляется глаголом не жду, указывает на предмет, в форме Р.п., окончание -его, производное от слова что: ничто (ничего) ← что; это отрицательное местоимение).

- Ему уже ничего, лучше, чем было (отвечает на вопрос каково?, является независимым предикативным центром безличного предложения, обозначает состояние субъекта; не изменяется, не членится; это слово категориисостояния).

- А погода-то ничего (отвечает на вопрос какова?, является сказуемым в двусоставном предложении, обозначает признак предмета; не имеет рода и числа, не членится, однако следует признать это слово прилагательным по его основным грамматическим признакам).

Слова на могут выступать  в функции прилагательных, наречий, слов категорий состояния, модальных слов, частиц.

Слово что может выступать в роли относительно-вопросительного местоимения, подчинительного союза, частицы.

 

ВОПРОС № 10

Участники должны продемонстрировать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

Объясните постановку запятой перед союзом или в следующих предложениях.

1. Там все-таки, глядишь, облачко проплывет, непохожее на другое или солнце вдруг заиграет лучами.

2. Здесь, в Михайловском, была большая псарня или, как в народе до сих пор говорят, «собарня».

3. И опять Шевардину показалось, что это он видел когда-то очень давно  или слышал или читал об этом или все это старая сказка старой няньки.

4. А что может быть лучше жареного карася в сметане или заливного сома?

ОЦЕНКА: 1 балл за каждый правильный ответ;  4 балла за объяснение; максимальное количество баллов – 8.

ОТВЕТ. В основе пунктуационного анализа данных конструкций лежит разграничение разделительного союза или (в значении «одно из возможных явлений») и пояснительного союза или (в значении «то есть, иначе говоря»). Перед пояснительным союзом или запятая ставится всегда, в простых и сложных конструкциях.

В 1 предложении запятая перед или ставится (союз или разделительный, соединяет две предикативные части, имеющих общий компонент); постановка знака обусловлена наличием обособленной конструкции в конце первой предикативной части.

Во 2 предложении запятая ставится, т.к. союз или пояснительный.

В 3 предложении запятая ставится перед повторяющимся разделительным союзом или.

В 4 предложении   запятая не  ставится перед одиночным разделительным союзом или в простом предложении.

 

ВОПРОС № 11

Участники должны показать осведомленность в области истории русского языкознания.

 С 1811 г. по 1816 г. существовало общество «Беседа любителей русского слова». Кто был создателем этого общества? Какие поэты, писатели, общественные деятели были участниками заседаний этого общества? Выразителями каких взглядов  на русскую словесность они являлись?

ОЦЕНКА. 2 балла за каждый правильный ответ; максимальное количество баллов – 6.

ОТВЕТ. А.С.Шишков, автор «Рассуждений о старом и новом слоге». Участниками заседаний были В.В.Капнист, А.А.Шихматов, Г.Р.Державин, Н.И.Гнедич, И.А.Крылов, А.С.Грибоедов. Общество выступало против употребления в русском языке иноязычных слов и конструкций.

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Наш опрос
    Кто вы?
    Всего ответов: 163

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz