Введение
Обучение культуре речевого общения - одна из важнейших задач и проблем нашего времени. Данная тема затрагивает важнейшие вопросы языка, такие как владение нормами устного и письменного языка, также умение использовать выразительные возможности языка; правильность речи, т. е. нормативность речи, мастерство речи, умение выбрать наиболее точный по значению, стилистически уместный, выразительный, яркий вариант высказывания. В данной проектной работе поднимается проблема несоблюдения норм русского литературного языка.
Думаю, что данная проблема актуальна в наше время, так как русский литературный язык испытывает серьёзное давление ненормированной речи, наблюдается мощный напор жаргонной речи, молодёжного сленга, неумеренное использование иноязычной лексики и нецензурной брани. Все эти проблемы существуют и в школьной среде. Поэтому мы взяли для исследования проблему молодёжного сленга в современной культуре речи и пытались выяснить, какую роль играет нецензурная брань в молодёжной среде.
Ненормированную речь можно услышать везде: по телевидению, по радио и в средствах массовой информации. Проанализировав тексты рекламных объявлений в СМИ, мы увидели, что и здесь нарушаются литературные нормы языка. Это недопустимо, ведь уровень развития речевой культуры в обществе частично, если не во многом, формируется именно через средства массовой информации.
Серьёзность проблемы культуры речи в том, что слова, которые мы произносим, накладывают отпечаток и на поведение говорящего, поэтому наша цель заключалась в том, чтобы донести до формирующейся личности то, что необходимо оберегать себя от ненормативных речевых поступков, вырабатывать в себе внутренние запреты, не употреблять слов и выражений, которые могут соотноситься с ненормативными, некрасивыми поступками. Об этом мы размышляли на уроке – дискуссии «Слово - энергетическое оружие», который стал заключительным этапом работы над проектом.
Проблема: создание положительной школьной энергетики.
Актуальность: низкий уровень культуры речи в современном обществе
Цели:
- Привить учащимся навыки культуры речи;
- Создание положительной энергетики школьного микроклимата;
- Слово тоже поступок. Больше положительных поступков!
Гипотеза: в школе создалась отрицательная энергетика, так как дети часто нарушают общепринятые литературные нормы
План проекта:
1 группа: социологический опрос «Как мы говорим?»
2 группа: исследование «Молодёжный сленг в современной культуре речи».
(см. Приложение 1)
3 группа: исследование «Роль нецензурных выражений в молодёжной среде».
(см. Приложение 2)
4 группа: исследование «Анализ рекламных объявлений в средствах массовой информации». (см. Приложение 3)
6. Урок- дискуссия «Слово – энергетическое оружие»
5 группа: Выпуск памятки с советами создания гармоничной энергетики посредством слова.
Методы работы над социальным проектом.
Первый этап. Подготовка учащихся к работе над проектом.
Второй этап. Выбор проблемы.
Третий этап. Сбор информации.
Четвёртый этап. Разработка собственного варианта решения проблемы.
Пятый этап. Реализация плана действия команды учащихся.
Шестой этап. Подготовка к защите проекта.
Седьмой этап. Урок- дискуссия «Слово - энергетическое оружие», презентация проекта.
Восьмой этап. Рефлексия.