Средства художественной выразительности: Тропы.
Троп - это слово или выражение,
употребляемое в переносном значении для создания художественного образа
и достижения большей выразительности. К тропам относятся такие приемы, как эпитет,
сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы
и литоты. Ни одно художественное произведение не обходится без тропов.
Художественное слово - многозначное; писатель создает образы, играя значениями
и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание, - все
это составляет художественные возможности слова, которое является единственным
инструментом писателя или поэта.
Обратите внимание! При создании тропа слово всегда используется в
переносном значении.
Рассмотрим разные виды тропов:
ЭПИТЕТ (греч. Epitheton, приложенное) -
это один из тропов, являющийся художественным, образным определением. В
качестве эпитета могут выступать:
прилагательные: кроткий лик (С.Есенин); эти бедные
селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев); прозрачная дева
(А.Блок);
причастия: край заброшенный (С.Есенин); исступленный
дракон (А.Блок); взлет осиянный (М.Цветаева);
существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом: Вот он, вождь
без дружин (М.Цветаева); Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М.Цветаева).
Всякий
эпитет отражает неповторимость восприятия мира автором, потому обязательно
выражает какую-либо оценку и имеет субъективное значение: деревянная полка - не
эпитет, так здесь нет художественного определения, деревянное лицо - эпитет,
выражающий впечатление говорящего о выражении лица собеседника, то есть
создающий образ.
Различают устойчивые (постоянные) фольклорные эпитеты: удаленький дородный
добрый молодец, ясно солнышко, а также тавтологические, то есть
эпитеты-повторы, однокоренные с определяемым словом: Эх ты, горе горькое,
скука скучная, смертная! (А.Блок).
В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:
· образно охарактеризовать предмет: сияющие глаза, глаза-бриллианты;
· создать атмосферу, настроение: хмурое утро;
· передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету: "Куда поскачет наш проказник?" (А.Пушкин);
· совмещать все предыдущие функции в равных долях (в большинстве случаев употребления эпитета).
Обратите внимание! Все цветообозначения в художественном тексте являются эпитетами.
СРАВНЕНИЕ - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными. Выражения типа он был похож на… нельзя считать сравнением в качестве тропа.
Примеры сравнений:
|
(А.Ахматова) |
|
(А.Чехов) |
|
(В.Шукшин) |
Сравнение также играет в тексте определенные роли: иногда авторы используют так называемое развернутое сравнение, раскрывая различные признаки явления или передавая свое отношение к нескольким явлениям. Нередко произведение целиком строится на сравнении, как, например, стихотворение В.Брюсова "Сонет к форме":
|
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - художественный прием (троп), при котором неодушевленному
предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (не перепутайте,
именно человеческие!). Олицетворение может использоваться узко, в одной строке,
в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все
произведение ("Край ты мой заброшенный" С.Есенина, "Мама и
убитый немцами вечер", "Скрипка и немножко нервно" В.Маяковского
и др.). Олицетворение считается одним из видов метафоры (см. далее).
Задача олицетворения - соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности. Олицетворение является одним из древнейших образных средств искусства.
ГИПЕРБОЛА (греч. Hyperbole, преувеличение) - это прием, при котором
образ создается посредством художественного преувеличения. Гиперболу не всегда
включают в свод тропов, но по характеру использования слова в переносном
значении для создания образа гипербола очень близка тропам. Приемом,
противоположным гиперболе по содержанию, является ЛИТОТА (греч. Litotes,
простота) - художественное преуменьшение.
Гипербола позволяет автору показать читателю в утрированном виде самые характерные черты изображаемого предмета. Нередко гипербола и литота используются автором в ироническом ключе, раскрывая не просто характерные, но негативные, с авторской точки зрения, стороны предмета.
МЕТАФОРА (греч. Metaphora, перенос) - вид так называемого сложного
тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия)
переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное
уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с
чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Недаром Аристотель
говорил, что "слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство".
Примеры метафоры:
|
(С.Есенин. "Не жалею, не зову, не плачу") |
|
(М.Булгаков. "Белая гвардия") |
МЕТОНИМИЯ (греч. Metonomadzo, переименовывать) - вид тропа: образное
обозначение предмета по одному из его признаков.
Примеры метонимии:
|
(А.Пушкин. "Деревня") |
|
(Н.Гоголь. "Невский проспект") |