Цель: повышение интереса учащихся к профессиям аграрного производства, стимулирование самопознания и профессионального самоопределения учащихся.
Задачи:
- расширение кругозора учащихся о мире сельскохозяйственных профессий;
- активизация исследовательской деятельности, рост познавательной активности учащихся;
- воспитание чувства любви к родному краю, труду земледельца;
Оборудование: оформление выставки литературы, рассказывающей о сельских профессиях; рекламные буклеты учебных заведений Чувашской Республики, стенды с краеведческим материалом: «Сельскохозяйственные предприятия Комсомольского района», папка –раскладка « Все работы хороши – выбирай на вкус», записи фоновой музыки, презентация «Агроном – профессия важная», карточки с пословицами, карточки с изображениями зерен культурных растений; карточки «Рожь или пшеница?»; буклеты сельскохозяйственных профессий; карточки с изображением корневой системы , стеблей культурных растений.
Ход мероприятия:
Классный руководитель:
-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о сельских профессиях. Для начала разгадаем кроссворд «Угадай профессию». Отгадав все слова кроссворда мы узнаем о какой именно сельской профессии пойдет речь на нашем мероприятии.
- сельскохозяйственный инвентарь для рыхления почвы (борона).
- Сельскохозяйственное орудие для вспашки почвы (плуг)
- Стадное насекомое, вредитель сельского хозяйства, перелетающее большими стадами. (саранча)
- Сельскохозяйственная машина, предназначенная для уборки сельскохозяйственных культур (комбайн).
- Сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением домашних животных (крестьянин).
- Большой жёлтый цветок, основная масличная культура в нашей стране (подсолнух).
- Коренное улучшение земель, повышающее плодородие почвы (мелиорация)
Классный руководитель:
- Молодцы, ребята. Кроссворд вы разгадали. Так о какой же профессии мы будем говорить? Правильно, о профессии агронома.
Чтец: С чего начинается Родина?
С учебников в сумке твоей?
А может, с того ветерка,
Что дует с просторных полей?
Классный руководитель:
Именно с полей начинается наша малая родина. Золотистое поле – неотъемлемая часть сельского пейзажа, воспетое поэтами и художниками.
« Я родом из деревни!» - пусть каждый из вас с гордостью произнесёт эти слова. Пройдёт несколько лет и перед нами встанет выбор – куда пойти учиться? Может, после нашего мероприятия кто-то из вас захочет получить профессию, связанную с сельским хозяйством или сразу после школы останется работать в родном хозяйстве.
Сегодня мы постараемся так рассказать о профессии агронома, чтобы в вашей душе загорелась искорка, искорка любви и уважения к рабочей профессии сельского жителя. Для этого мы пригласили в гости заместителя начальника отдела сельского хозяйства - главного агронома комсомольского района Минетуллина Ильдуса Хадзятовича. (Если нет возможности пригласить специалиста, можно воспользоваться презентацией.
Классный руководитель:
Ребята, из рассказа специалиста вы полезного узнали много интересного о профессии агронома. Он вас также познакомил с полевыми культурами, научил распознавать их. А сейчас проверим себя в знании полевых культур. Для этого разделимся на две команды. Каждой команде дается 5 минут, чтобы подготовить визитную карточку, эмблему, девиз на сельскохозяйственную тему.
Команды готовы.
1. Конкурс «Визитная карточка».
Каждая команда представляет свою визитную карточку.
- Конкурс «Угадай растение по биографии и портрету».
Ведущий зачитывает биографию растения и показывает его портрет. Задача учеников: угадать какое это растение.
- Конкурс: Игра «Юные земледельцы».
Каждой команде выдаются карточки с названиями сельскохозяйственных культур. Нужно выбрать карточки с названиями злаковых (ячмень, кукуруза, соя, фасоль, просо, бобы, овёс, баклажан, рис, гречиха, турнепс, рожь, пшеница, горох, сорго).
4. Конкурс «Зернышко».
Участник на ощупь должен узнать какое зерно находится в данной тарелке.
5. Конкурс «Колосок».
Участники должны отгадать по колоску, к какому культурному растению он относится.
6. Конкурс «Кто я?».
Ученики должны показать в свои знания в определении озимых и яровых культур.
7. Конкурс «Определи по корню».
Ученики по корневой системе должны правильно определить, к какому растению относится данный корень.
8. Конкурс «Узнай по стеблю».
Участники должны правильно определить по стеблю название растения.
9. Блиц-опрос.
Команды должны верно и быстро ответить на предложенные вопросы.
1. В сказке А. С. Пушкина «О попе и о работнике его Балде» упоминается вареная полба. Из какой хлебной культуры изготавливают это блюдо? (Пшеница)
2. «По сусекам поскреби, по амбарам помети» — из русской народной сказки. Что такое амбар, сусека, закром?
3. Какой тип хозяйства создал герой романа Даниэля Дефо «Жизнь и приключения Робинзона Крузо»?
4. Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка. (Фермер)
5. Родина подсолнечника. (Мексика)
6. Из какого растения готовят хлопья «Геркулес»? (Овес)
7. В старину на Руси любили загадывать загадку: «Голову едят, тело бросают, а кожу носят?» Что это такое? (Лен)
8. Не было для индейцев более полезного растения, чем маис. Что это за растение? (Кукуруза)
10. Заключительный конкурс «Фольклорный».
Каждой команде раздаются карточки с началом пословиц. Задача команд – продолжить пословицу.
Без труда … (не вынешь и рыбку из пруда)
Не красна изба углами … (а красна пирогами)
Глаза боятся … (а руки делают)
Земля чёрная … (а хлеб белый родит)
Под лежачий камень … (и вода не течёт)
В землю не положишь … (и с земли не возьмёшь)
Что посеешь… (то и пожнёшь)
Горька работа … (да хлеб сладок)
Без хозяина земля … (круглая сирота)
Землю уважай … (она даёт урожай)
Кто о земле беспокоится … (того и земля кормит)
Классный руководитель:
Вот и завершилось наше мероприятие. Мы с вами познакомились с интересной и полезной сельскохозяйственной профессией агронома, узнали и проверили свои знания о жителях наших полей. Молодцы!