Цели: выяснить разные точки зрения на употребление в современном языке нецензурных выражений; предупреждать употребление учащимися бранных слов, мата; воспитывать культуру речевого поведения во время дискуссии; стимулировать речевую активность; прививать любовь к русскому языку.
Оборудование: выставка книг по культуре речи, стенгазета «Слово – энергетическое оружие», презентация, стихи о слове.
Ход урока – дискуссии
I. Чтение стихотворений учащимся.
1-й ученик.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
В. Шефнер
2-й ученик.
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.
Вы к словам проявляйте терпенье,
Не берите в расчёт кривотолков,
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.