Соловьева
И.А., Чернова З.Г.,
МБОУ
«Комсомольская СОШ №1»
Героика
русского фольклора и древнерусской литературы
Наша
страна на протяжении своей более чем тысячелетней истории росла и крепла в
беспрерывной борьбе за свое существование и всегда выходила из всех испытаний
с достоинством и честью. Наш народ всегда умел постоять за свою родину, за свою
самобытную культуру. Славное боевое прошлое нашего народа запечатлелось в
памяти многих поколений, отразилось в устном народном творчестве и в древнерусской
литературе.
Наиболее
яркая особенность фольклора и
древнерусской литературы — глубокий историзм. Историзм — это не просто связь с
историей. Историзм литературы — это стремление жить и чувствовать интересами
народа, ставить и решать задачи, нужные народу. Древнерусская литература чутко
отбывалась на все события, касавшиеся судьбы народа, страны, анализируя причины
несчастий, сопоставляя прошедшее с настоящим. Исторические судьбы родины, идеи
единства великой Русской земли, ее национальной независимости — из века в век
основное содержание древнерусской литературы. Сформировался и ее герой —
человек высокой нравственности, патриот, самоотверженно отдавший себя общему
делу — защите родной земли от жестокого врага.
Начиная
с самого своего возникновения, на рубеже X—XI вв., молодому русскому
государству приходилось вести постоянную и напряженную борьбу с врагами:
печенеги и половцы, позднее татары и литовцы совершали опустошительные набеги
на Русь, уводили в рабство население, сжигали дотла и разоряли города. Для
борьбы с ними из народной среды выходили герои-богатыри — защитники родины,
готовые отдать «за землю русскую» свою кровь и самую жизнь. О борьбе с
врагами и о своих героях народ слагал множество песен и рассказов. Эти песни и
рассказы хранились в народной памяти и доносили до потомков воспоминания о
«делах давно минувших дней», «преданья старины глубокой».
Один
из важнейших видов русского народного творчества — былины, или песни о
богатырях (народ их называет старинами, старинушками). Во многих былинах речь
идет о киевском князе Владимире и его «сильномогучих богатырях». На первом месте—
излюбленный народный герой, «крестьянский сын» Илья Муромец. Он считается
старшим среди богатырей и на богатырской заставе под Киевом является атаманом.
Его помощник на заставе — Добрыня Никитич, «княжецкий сын». Третий богатырь на
заставе — есаул Алеша Попович — сын попа ростовского Леонтия.
Стоят
богатыри на заставе и зорко охраняют Русскую землю, не пропуская ни одного
«нахвальщика», а если он появится, то богатыри вступают с ним в бой.
В
героических образах былин отразилась подлинная историческая борьба русского
народа с его древнейшими врагами — кочевниками.
Позднейшая
борьба с другими врагами, например с поляками, также оставила свои следы в
былинах и, в особенности в исторических песнях и в исторических преданиях. Известна
историческая песня, в которой изображается неудачная осада Пскова шведским
королем Стефаном Баторием.
Возникновение
письменности в древней Руси не только приобщило славянские племена к Византийской,
а значит и мировой культуре, но и создало условия для зарождения своей
самобытной письменной литературы. В первой половине XI в. в Киеве уже велась
летопись: запись исторических событий по годам. В летописи иногда встречались
полностью законченные литературные произведения, сказания, исторические
документы.
Главная
идея древнейшей «Начально-русской летописи» — объединение всех русских сил под
водительством великого князя киевского для борьбы с многочисленными врагами.
Та
же идея о единстве земли Русской в борьбе против иноземных захватчиков и
поработителей пронизывает величайший памятник древнерусской литературы «Слово о
полку Игореве, написанный неизвестным автором в 1185—1187 гг. В «Слове о полку
Игореве» рассказывается о походе северских князей под главенством Игоря
Святославича против половцев.
О мужественной обороне Русского
государства в середине XIII в. от его врагов с Запада рассказывается в древнем
сказании «О житии и храбрости великого князя Александра». В этом сказании
запечатлелись подвиги великого князя владимирского Александра Ярославича,
прозванного Невским.
Патриотизм
понимался средневековыми летописцами как «патриотизм доброго христианина»,
защищающего родную землю. Народный героизм проявлял себя в любви и
благодарности простых людей к родной земле-кормилице, которую нельзя отдать в
поругание жестокому врагу. Несмотря на классовый характер древнерусской
литературы, ее всегда отличала бескорыстная, глубокая любовь к народу и родине.
Общая беда Русской земли, ее горести и страдания перед лицом врага сплачивали
людей, заставляли острее почувствовать, глубже понять необходимость сообща
заботиться о Русской земле, чтобы «она не погибла, чтобы не перестала память
родителей наших и наша, и свеча бы не угасла» (из «Завещания потомкам» великого
князя московского Семена Ивановича Гордого, 1353 г.).
«Не погубить землю Русскую!» — рефрен
героических произведений Древней Руси. «О храбрые, мужественные сыновья
русские! — обращается летописец к русским воинам. — Постарайтесь защитить свое
отечество. Русскую землю, от поганых, не жалейте своих жизней, пусть никогда не
увидят глаза ваши разорения святых церквей и домов ваших, и погибели детей
ваших, и поругания жен и дочерей ваших! » и приводит примеры из современной ему
истории греческого и балканских народов, которые не встали мужественно на свою
защиту и потому были порабощены османами (Софийская вторая летопись, «Повесть о
стоянии на реке Угре»).
Суровым предостережением врагам
Русской земли звучат заключительные строки «Завещания Магнуса, короля
шведского», созданного новгородским книжником: «Не наступайте никогда на
Русскую землю! » … И поныне всему миру известны слова, приписываемые Александру
Невскому: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! »
1.
Гудзий,
Н.К. История древнерусской литературы / Н.К.Гудзий. - М., 1966г.
2.
Лихачев,
С.Д. История русской литературы XI-XVII веков; под редакцией Д.С. Лихачева /
С.Д.Лихачев. - М., 1980.
3.
Мелетинский,
Е.М. Происхождение героического эпоса (ранние формы и исторические памятники) /
Е.М.Мелетинский.- М., 1963.
4.
Пропп,
В. Я. Основные этапы развития русского героического эпоса. / Пропп В. Я.
Сказка. Эпос. Песня. - М.:, 2001.
Источник: http://irsolovieva.ucoz.ru |