Меню сайта

Московское время

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [4]

Поиск

Главная » Статьи » Мои статьи

Поэтика од М.В.Ломоносова

Поэтика од  М.В.Ломоносова.

М.В.Ломоносов - крупнейший представитель русского классицизма. Собственно с его именем мы и связываем прежде всего утверждение в России классицизма – господствующего направления в искусстве и литературе XVIIXVIIIвв.

Основное место в поэтическом творчестве Ломоносова принадлежало одическому жанру. Он вошел в историю русской литературы прежде всего как поэт - одописец.

Центральной темой в одах Ломоносова было тема Родины. Он не устает славить величие России, обширность и необозримость ее территории, неисчерпаемое обилие ее природных богатств. В «Оде… 1748 года» создан грандиозный образ России:

Она, коснувшись облаков,

Конца не зрит своей державы

Гремящей насыщенна славы,

Покоится среди лугов…

…Веселый взор свой обращает

И вкруг довольства исчисляет,

Возлегши локтем на Кавказ.

Оды Ломоносова наполнены громом и блеском. Их строки дышат огненной энергией, подобно той, которая заключена была в железных полках русского воинства, сокрушавшего неисчислимую силу врагов. Вот, например, как описывается героизм русских солдат в оде «На взятие Хотина»:

Крепит Отечества любовь

Сынов российских дух и руку;

Желает всяк пролить всю кровь,

От грозного бодрится звуку.

Наряду с показом героизма русских воинов Ломоносов рисовал в своих одах образы выдающихся исторических деятелей: Дмитрия Донского, Ивана IV, Петра I, боровшихся за укрепление политической самостоятельности и военной мощи русского государства. В особенности Ломоносов часто обращался к Петру I. Это был его любимый герой. С именем Петра I Ломоносов связывал свои представления о России. В лице Петра он воспевал мощь, силу и великую жизнеспособность русской нации. В этом нетрудно убедиться, обратившись к лучшей оде Ломоносова 1747 года – на день восшествия на престол Елизаветы Петровны. В оде немало строк, обращенных к Елизавете Петровне, но все же прославляет поэт больше Петра I, и не как государя, а как выдающегося исторического деятеля. Не случайно, поэтому Петр I назван человеком, притом с большой буквы («зиждителем мира искони… прислал в Россию Человека, каков неслыхан был от века»). В величаво-торжественной, но очень точной образной манере говорит Ломоносов о делах Петра («Россию, варварством попранну, собой возвысил до небес»), о его славных успехах как полководца («Сквозь все препятства он вознес главу, победами венчанну»).

Высокому, гражданскому содержанию од Ломоносова соответствовала их композиционно-стилевая структура. И построение оды, и ее торжественно-патетический стиль, включавший гиперболические описания, комические сравнения, метафоричность языка, риторические фигуры, - все это усиливало эмоциональное воздействие на читателя.

Ломоносову нередко удавалось уже «приступом» (вступлением) придать оде тональность, соответствующую ее главной теме. Так, «Ода… 1747 года», посвященная прославлению мира в России, начиналась приступом «тихим»:

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна! -  восклицает поэт, рисуя далее роскошь невиданного благополучия:

Вокруг тебя цветы пестреют

И классы на полях желтеют…

Тема мира и науки появляется в ней необходимейшим порядком. Ломоносов обращается к Елизавете Петровне и рисует ее поборницей мира. В «Оде… 1747» Ломоносов рисует  императрицу Елизавету Петровну. Вот что поэт говорит о ней:

Божественным устам приличен,

Монархиня, сей кроткий глас:

О коль достойно возвеличен

Сей день и тот блаженный час,

Когда от радостной премены

Петровы возвышали стены

До звезд плескание и клик!

Когда ты крест несла рукою

И не престол взвела с собою

Доброт твоих прерасный лик!

В портрете Елизаветы Петровны нет ни одной сколь-либо характерной для нее индивидуальной черты. Здесь не живое лицо, а схема, условное изображение «добродетельной» монархини.

Мнимые достоинства Елизаветы описываются «высоким» стилем, как того и требовал жанр хвалебной оды. Уста монархини называются «божественными», ее глас  (не голос!) – «кроткий»; а радостные клики по случаю воцарения на престол Елизаветы достигали даже звезд.

Разнообразны средства создания Ломоносовым торжественного, высокого слога од. В оде 1747 года  высокость слога достигается использованием славянизмов: бряцает (ударяет в струны), зиждитель (строитель, основатель), паки (опять), паства (пастбище), зрак (образ, вид). Этому же служат усеченные формы прилагательных:

Вы, наглы вихри, не дерзайте

  Реветь, но кротко разглашайте

  Прекрасны наши времена.

-поэтическая инверсия, встречающаяся очень часто: «Секирным земледелец стуком»;

- восклицания и риторические вопросы:

Творец! Покрытому мне тьмою

Простри премудрости лучи… («Утреннее размышление»)

Твоей великодушной воле

Что можем сие воздать? ( «Ода…1747 года»)

- использование античной мифологии в «Оде…1747 года» фигурирует Миневра, Марс, Нептун, музы:

В полях кровавых Марс страшился,

Свой меч в Петровых зря руках,

И с трепетом Нептун чудился,

Взирая на российский флаг…

- различные виды тропов. Из так называемых «троп речений» Ломоносов особенное значение предает метафорам: «вихри пламенны», « рощи ароматные», «нежныя весна».

Его эпитеты ярки и эмоциональны: «оковы тяжкие», «заря багряная» .  

Оды Ломоносова исполнены также самых смелых, ярких и живописных гипербол и аллегорий.

Там вихри  пламенны кружатся,

Борющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожи шумят. («Утреннее  размышление»)

Тогда божественны науки

Чрез горы, реки и моря

В Россию простирали руки  («Ода …1747 г.»)

Все эти стилистические особенности в соединении со строгим подбором лексического материала, осуществляемым исключительного в русле «высокого штиля», действительно придают одам Ломоносова ту необыкновенную пышность, великолепие, «высокое парение», к которому он намеренно стремится.

Художественному воздействию од Ломоносова способствовали также разработанный стих (выбранный им стихотворный размер – ямб), стройная десятичная строфа, яркость живописи.

То, что ямб должен был быть, по требованию Ломоносова, по преимуществу чистым, то есть полноударным – пиррихиев, также способствовало этому. Почти каждое слово, входившее в стих, должно было непременно нести на себе ударение, что тем самым выделяло, подчеркивало его.

Ког-да бы смерт-ным, толь вы-со-ко

--/--/--/--/-

Воз-мож-но бы-ло  воз-ле-теть

--/--/--/--

Или же:

Ве-ли-ко-е све-ти-ло ми-ру

--/--/--/--/-

Блис-та-я с веч-ной вы-со-ты

--/--/--/--

Специальный эффект звуковой выразительности, зачастую прямой изобразительности звуковой живописи достигался Ломоносовым благодаря нарочистому подбору звуков.

Словом, в одах Ломоносова все элементы формы были целенаправленны, соотнесены содержанию. В результате этого в поэтическом творчестве Ломоносова впервые на протяжении нашей литературы 18 в. было обретено соответствие формы и содержания, то есть то, что является одним из самых основных условий художественности и чего мы не имеем у предшествовавших его автором.

В этом смысле Ломоносов, действительно, является отцом нашей художественной литературы.


 



Источник: http://irsolovieva.ucoz.ru
Категория: Мои статьи | Добавил: мама (04.04.2012) | Автор: Ирина E W
Просмотров: 3845 | Комментарии: 4 | Теги: русская литература, классицизм | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта

  • Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 72

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz