Введение
Обучение культуре речевого общения - одна
из важнейших задач и проблем нашего времени. Данная тема затрагивает важнейшие
вопросы языка, такие как владение нормами устного и письменного языка, также
умение использовать выразительные возможности языка; правильность речи, т. е.
нормативность речи, мастерство речи, умение выбрать наиболее точный по
значению, стилистически уместный, выразительный, яркий вариант высказывания. В данной
проектной работе поднимается проблема несоблюдения норм русского литературного
языка.
Думаю, что данная проблема
актуальна в наше время, так как русский
литературный язык испытывает серьёзное давление ненормированной речи,
наблюдается мощный напор жаргонной речи, молодёжного сленга, неумеренное
использование иноязычной лексики и нецензурной брани. Все эти проблемы
существуют и в школьной среде. Поэтому мы взяли для исследования проблему молодёжного сленга в современной культуре речи
и пытались выяснить, какую роль играет
нецензурная брань в молодёжной среде.
Ненормированную речь можно услышать
везде: по телевидению, по радио и в средствах массовой информации. Проанализировав
тексты рекламных объявлений в СМИ, мы увидели, что и здесь нарушаются
литературные нормы языка. Это недопустимо, ведь уровень развития
речевой культуры в обществе частично, если не во многом, формируется именно через средства массовой информации.
Серьёзность проблемы культуры речи в том, что слова, которые мы произносим,
накладывают отпечаток и на поведение говорящего, поэтому наша цель заключалась в том, чтобы донести до формирующейся
личности то, что необходимо оберегать себя от ненормативных речевых поступков,
вырабатывать в себе внутренние запреты, не употреблять слов и выражений,
которые могут соотноситься с ненормативными, некрасивыми поступками. Об этом мы размышляли на уроке – дискуссии
«Слово - энергетическое оружие», который стал заключительным этапом работы
над проектом.
Проблема: создание положительной школьной энергетики.
Актуальность:
низкий уровень культуры речи в современном обществе
Цели:
- Привить
учащимся навыки культуры речи;
- Создание
положительной энергетики школьного микроклимата;
- Слово
тоже поступок. Больше положительных поступков!
Гипотеза: в
школе создалась отрицательная энергетика, так как дети часто нарушают
общепринятые литературные нормы
План
проекта:
1 группа: социологический
опрос «Как мы говорим?»
2 группа: исследование
«Молодёжный сленг в современной культуре речи».
(см. Приложение 1)
3 группа: исследование
«Роль нецензурных выражений в молодёжной среде».
(см. Приложение 2)
4 группа: исследование
«Анализ рекламных объявлений в средствах массовой информации». (см. Приложение
3)
6. Урок-
дискуссия «Слово – энергетическое оружие»
5 группа: Выпуск памятки с советами создания гармоничной
энергетики посредством слова.
Методы работы
над социальным проектом.
Первый этап. Подготовка учащихся к работе над
проектом.
Второй этап. Выбор проблемы.
Третий этап. Сбор информации.
Четвёртый этап. Разработка собственного варианта
решения проблемы.
Пятый этап. Реализация плана действия команды
учащихся.
Шестой этап. Подготовка к защите проекта.
Седьмой этап. Урок- дискуссия «Слово - энергетическое
оружие», презентация проекта.
Восьмой этап. Рефлексия.
|