7 класс
ВОПРОС №1
Участники должны продемонстрировать владение
орфоэпическими нормами русского литературного языка.
Расставьте ударение в следующих словах: торты, откупорить, досуг, квартал, диспансер,
красивейший, апостроф, избалованный, перезвонишь.
ВОПРОС №2
Участники должны продемонстрировать знание современной
орфографической нормы и умение
обосновать ее с исторической точки зрения.
Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание н/нн
в следующих словах:
ко(н/нн)ица,
гости(н/нн)ая, таможе(н/нн)ик, мали(н/нн)ик, пря(н/нн)ость, ветре(н/нн)ик, утре(н/нн)ик, костя(н/нн)ика.
ВОПРОС №3
Участники должны показать знание семантической системы
современного литературного языка.
Почему местоимения его, её могут находиться
одном синонимическом ряду с местоимением свой. Обоснуйте свою точку зрения и приведите соответствующие
примеры.дду с местоимением свойеё могут
находиться одном сиснонимическом
апостроф, избалованный,
ВОПРОС №4
Участники должны показать элементарную осведомленность
в происхождении и истории слова.
Существует ли родственная связь между словами ведьма и невеста? Обоснуйте свой ответ.
ВОПРОС №5
Участники должны продемонстрировать осведомленность в
историческом развитии лексического значения слова.
В произведении «Хождение за три моря» Афанасия Никитина (15 в.) говорится
« А иные (воины) все пеши, ходят борзо». Каково значение выделенных
слов? Обоснуйте свой ответ.
ВОПРОС №6
Участники должны продемонстрировать знание речевых
норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.
Образуйте формы
множественного числа у следующих существительных. Какие существительные
имеют две формы? Объясните почему и
подтвердите свою точку зрения примерами.
Оратор,
шофер, лектор, адрес, слесарь, образ, инженер, селянин, дно.
ВОПРОС №7
Участники должны продемонстрировать навыки синхронного
и диахронического морфемного и словообразовательного анализа.
Произведите анализ морфемной структуры слова с современной и исторической точек зрения: огород, туда, полено, научный, смутить.
ВОПРОС № 8
Участники должны показать знание русской фразеологии и
умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте
Что означает выражение
третьего дня? Употребите это
выражение, включив его в предложение.
ВОПРОС №9
Участники должны продемонстрировать знание
морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова
Верны ли утверждения? Слова прихожая, слепой, мороженое, столовая не изменяются по родам; слова
пальто, зло, строже, его не
изменяются по падежам. Докажите свою
точку зрения, употребив данные слова в соответствующих контекстах.
ВОПРОС № 10
Участники должны продемонстрировать знание
словообразовательной системы русского языка и умение анализировать
словообразовательные явления повышенной сложности.
Определите значение и способ образования следующих
слов: оборонка, подсобка, наружка,
служебка, взлетка.
ВОПРОС № 11
Участники
должны показать осведомленность в области истории русского языкознания.
Назовите имена выдающихся русских лингвистов, краткая
характеристика деятельности которых представлена ниже.
1) ….- гениальный ученый-энциклопедист, поэт,
создатель первой научной грамматики «Русская грамматика» (1755);
2) …- морской офицер, врач, путешественник-этнограф,
писатель, автор «Толкового словаря живого великорусского языка»;
3) … - выдающийся ученый-лингвист, лексикограф,
составитель однотомного «Толкового словаря русского языка».