Меню сайта

Московское время

Форма входа

Поиск

Что такое «аннотация», как ее писать?

Аннотация — небольшое связное описание и оценка содержания и структуры книги или статьи.

Работа над аннотацией помогает ориентироваться в ряде источников на одну тему, а также при подготовке обзора литературы.

 Рекомендуем:

§  Прежде чем составить аннотацию, прочитайте текст и разбейте его на смысловые части, выделите в каждой части основную мысль и сформулируйте ее своими словами.

§  Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения. Определите значимость текста.

§  В аннотации используйте глаголы констатирующего характера (автор анализирует, доказывает, излагает, обосновывает и т.д.), а также оценочные стандартные словосочетания (уделяет особое внимание, важный актуальный вопрос (проблема), особенно детально анализирует, убедительно доказывает).

Аннотация обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения. Субъект действия в аннотации обычно не называется, потому что он ясен, известен из контекста; активнее употребляются пассивные конструкции (глагольные и причастные).

 

Образец очень краткой аннотации:

Фролов И.Г. Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества// Философия и политика в современном мире. — М.: Наука, 1989. — С. 44-60.

Статья посвящена влиянию глобальных проблем на различные стороны жизни человека и на решение вопроса о будущем цивилизации. В статье рассматриваются пути и методы решения глобальных проблем мыслителями различных направлений.

 Что такое «рецензия», как ее писать?

Рецензия — это изложение анализа текста, в котором рассматриваются его содержание и форма, отмечаются и аргументируются его достоинства и недостатки, делаются выводы и обобщения.

Рекомендуем:

§  Запишите выходные данные источника.

§  Изучите текст и выделите круг вопросов, затронутых в тексте. Определите характер их освещения (достаточно полный, поверхностный и т.д.).

§  Выделите в тексте главное, существенное, что характеризует прочитанный материал с точки зрения его теоретической или практической значимости для изучаемой науки или области знания.

§  Установите логические связи между главными, существенными научными положениями, содержащимися в тексте.

§  Определите актуальность, научную, практическую значимость рассматриваемой работы.

§   В заключение сделайте вывод об актуальности и новизне темы, важности поднятой проблемы, оригинальности решения, достоверности и эффективности результатов. В выводе дайте общую оценку текста и сферы возможного применения.

 

Типовой план для написания рецензии

1.        Предмет анализа. (В работе автора.., В рецензируемой работе...).

2.        Актуальность темы. (Работа посвящена актуальной теме.., Актуальность темы обусловлена...).

3.        Формулировка основного тезиса. (Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых...) результатов, является...).

4.        Краткое содержание работы.

5.        Общая оценка. (Оценивая работу в целом.., Суммируя результаты отдельных глав..., Таким образом, рассматриваемая работа...).

6.        Недостатки, недочеты. (Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том.., Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора...).

7.        Выводы. (Работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки, а ее автор, несомненно, достоин искомой степени... Работа удовлетворяет всем требованиям..., а ее автор, безусловно, имеет (определенное, законное, заслуженное, безусловное, абсолютное) право...).

Любой человек, пишущий рецензию, должен придерживаться определенных этических правил.

1.        Работа рецензента требует большого труда и серьезной подготовки: необходимо освежить свои знания по теме, вникнуть в суть излагаемого материала, обратить внимание на все стороны сообщения.

2.        По ходу чтения рецензенту следует делать краткие замечания, которые помогут восстановить в памяти подробности исходного текста.

3.        Проверить все цифры, даты, имена, приведенные автором.

4.        Рецензия должна быть деловой, конкретной, доброжелательной.

5.        Неэтично навязывать автору рецензируемой работы свои вкусы.

6.        Мнение рецензента не должно зависеть от личных отношений.

7.        Рецензент — не ревизор, получивший задание осуществить внезапную проверку, и не судья, выносящий приговор. В рецензии должна быть выражена позиция ее автора. Авторитет рецензента определяется его компетентностью и доброжелательностью. Поэтому категоричность замечаний (если они даже правильны по существу), нежелание выслушать автора — недопустимы.

8.        После чтения рецензент должен побеседовать с автором, кратко сообщить ему свой отзыв о сочинении.

 Что такое «доклад», как его составлять?

Доклад — это устный текст, значительный по объему, представляющий собой публичное развернутое, глубокое изложение определенной темы.

В качестве примера приведем возможный вариант этапов разработки доклада. Этапы подготовки доклада:

1.        Определение цели доклада.

2.        Подбор необходимого материала содержания доклада.

3.        Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

4.        Композиционное оформление доклада.

5.        Заучивание, запоминание текста доклада, подготовка тезисов выступления, представляющих собой текст небольшого объема, в котором кратко сформулированы основные положения доклада.

6.        «Разыгрывание доклада», т.е. произнесение доклада с соответствующей интонацией, мимикой, жестами.

Обычно в качестве тем для докладов преподавателем предлагается тот материал учебного курса, который не освещается на учебных занятиях, а выносится на самостоятельное изучение учащимися. Поэтому доклады, сделанные на семинарских занятиям, с одной стороны, позволяют дополнить лекционный материал, а с другой — дают преподавателю возможность оценить умения учащихся самостоятельно работать с учебным и научным материалом.

Подготовка доклада требует от учащегося большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую пользу, если будет включать в себя следующие этапы:

§ изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;

§ анализ изученного материала, выделение наиболее значимых с точки зрения раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и научных положений;

§ общение и логическое построение материала доклада, например, в форме развернутого плана;

§ написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.

 

Строение доклада, как и любой другой научной работы, традиционно имеет три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т. п. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т. п.

Основная часть также должна иметь четкое логическое построение. Изложение материала должно быть связным, последовательным, доказательным, лишенным ненужных отступлений и повторений.

Таким образом, работа над докладом не только позволяет учащемуся приобрести новые знания, но и способствует формированию важных научно-исследовательских умений, освоению методов научного познания, приобретению умений публичного выступления.

Перед выступлением рекомендуем вам положить часы на видное место, что позволит вам соблюдать регламент. Ведь если вы перерасходуете время, то его не хватит на вопросы, обсуждение, да и другим выступающим останется меньше времени. Это может нарушить общую организацию конференции, утомит слушателей.

Во время выступления, если вам кажется, что у вас монотонная речь, стремитесь ее оживить: используйте наглядный материал, задавайте вопросы аудитории, меняйте тон, используйте паузы. Наличие карточек с краткими записями выступления, с одной стороны, придаст вам уверенности, с другой — займет руки. Раздаточный материал может вам помочь, но может вас и отвлечь. Имейте под рукой указку, предварительно проверти оргтехнику, прорепетируйте выступление вместе с ответственным за проектор для слайдов, видеомагнитофон и т.п. Не старайтесь сосредотачиваться только на одном человеке, контактируйте со всей аудиторией. Говорите так, чтобы слышно было всем. Вспомните коммуникативный секрет легендарного Штирлица: в разговоре запоминается последняя фраза. Поэтому постарайтесь эмоционально ярко завершить свое выступление. Авторитетная цитата, мудрая притча, многозначительная метафора подчеркнут интеллектуальную глубину и оригинальность вашего рассмотрения темы доклада.

После выступления, возможно, у слушателей возникнут к вам вопросы. Ответить на них не трудно, если вы хорошо подготовились.

1.        Если прозвучал сложный или запутанный вопрос, то убедитесь, что вы его поняли (например, «Если я правильно вас понял, то вы спрашиваете о...»).

2.        Если вы затрудняетесь, то признаться в невозможности ответить на вопрос лучше и достойнее, чем говорить вздор.

3.        Если вы не уверены в правильности ответа или возможный ответ неоднозначен, то рекомендуем вернуть вопрос задавшему (например, «А что вы думаете об этом?»). Возможно, это может вызвать дискуссию, в которой прозвучит либо правильный ответ, либо актуализируются все существующие точки зрения.

Вы, конечно, будете волноваться и перед и во время вашего выступления. Согласитесь, естественное волнение свойственно всем выступающим, каким бы опытным оратором он ни был. Аудитория может и не заметить вашего волнения, а если и заметит, то традиционно отнесется с пониманием. Самый надежный способ справиться с волнением — это хорошо подготовиться, прорепетировать выступление и организовать презентацию. «Проиграйте» свою презентацию перед зеркалом или видеокамерой, заранее подготовьтесь к возможным затруднениям: имейте под рукой тезисы выступления, заранее подготовьте ответы на возможные вопросы. Во время выступления чаще смотрите на лица тех, кто благожелательно и с интересом слушает вас.

 ПРИМИТЕ К СВЕДЕНИЮ

«Инкубационный период» и запоминание. Когда вы стараетесь что-то запомнить, желательно делать перерывы — но только если вы будете делать их правильно и в нужное время. Психологические тесты показывают, что, если вы хотите наиболее эффективно сохранить новую информацию в долговременной памяти, следующая последовательность действий должна осуществляться без перерыва:

1)       Изучите информацию. Задействуйте при этом столько органов чувств, скользко можете. Прочтите, перескажите, прочувствуйте, раскрасьте, понюхайте, подвигайте, представьте зрительно эту информацию и оцените ее связь с тем, что вы уже знаете. Этот «сеанс» должен продолжаться не больше часа, причем вы должны стараться запомнить за это время один блок информации (не старайтесь запомнить всю книгу за один присест).

2)       Пусть мозг отдохнет. Непосредственно после каждого сеанса очистите свой мозг полностью. Есть много способов это сделать, но самый лучший — закрыть глаза в тихой комнате и сосредоточиться на одном звуке или образе. Существенный момент — вы не должны допускать в мозг никакую новую информацию в течение сеанса.

Материалы взяты из книги Воровщикова С.Г.

Азбука логичного мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов. — М.: «5 за знания», 2007. — 352 с. ISBN 978-5-98923-146-1

 

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Наш опрос
    Кто вы?
    Всего ответов: 163

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz