Меню сайта

Московское время

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [4]

Поиск

Главная » Статьи » Мои статьи

Героика русского фольклора и древнерусской литературы

Соловьева И.А., Чернова З.Г.,

МБОУ «Комсомольская СОШ №1»

Героика русского фольклора и древнерусской литературы

 

Наша страна на протяжении своей более чем тысячелетней истории росла и крепла в беспрерывной борьбе за свое суще­ствование и всегда выходила из всех испытаний с достоинством и честью. Наш народ всегда умел постоять за свою родину, за свою самобытную культуру. Славное боевое прошлое нашего народа запечатлелось в памяти многих поколений, отразилось в устном народном творчестве и в древнерусской литературе.

Наиболее яркая  особенность фольклора и древнерусской литературы — глубокий историзм. Историзм — это не просто связь с историей. Историзм литературы — это стремление жить и чувствовать интересами народа, ставить и решать задачи, нужные народу. Древнерусская литература чутко отбывалась на все события, касавшиеся судьбы народа, страны, анализируя причины несчастий, сопоставляя прошедшее с настоящим. Исторические судьбы родины, идеи единства великой Русской земли, ее национальной независимости — из века в век основное содержание древнерусской литературы. Сформировался и ее герой — человек высокой нравственности, патриот, самоотверженно отдавший себя общему делу — защите родной земли от жестокого врага.

Начиная с самого своего возникновения, на рубеже X—XI вв., молодому русскому государству приходилось вести постоян­ную и напряженную борьбу с врагами: печенеги и по­ловцы, позднее татары и литовцы совершали опустошитель­ные набеги на Русь, уводили в рабство население, сжигали до­тла и разоряли города. Для борьбы с ними из народной среды выходили герои-богатыри — защитники родины, готовые от­дать «за землю русскую» свою кровь и самую жизнь. О борь­бе с врагами и о своих героях народ слагал множество песен и рассказов. Эти песни и рассказы хранились в народной памя­ти и доносили до потомков воспоминания о «делах давно ми­нувших дней», «преданья старины глубокой».

Один из важнейших видов русского народного творчества — былины, или песни о богатырях (народ их называет старинами, старинушками). Во многих былинах речь идет о киевском князе Владимире и его «сильномогучих богатырях». На первом ме­сте— излюбленный народный герой, «крестьянский сын» Илья Муромец. Он считается старшим среди богатырей и на бога­тырской заставе под Киевом является атаманом. Его помощник на заставе — Добрыня Никитич, «княжецкий сын». Третий богатырь на заставе — есаул Алеша Попович — сын попа ро­стовского Леонтия.

Стоят богатыри на заставе и зорко охраняют Русскую зе­млю, не пропуская ни одного «нахвальщика», а если он поя­вится, то богатыри вступают с ним в бой.

В героических образах былин отразилась подлинная историческая борьба русского народа с его древнейшими вра­гами — кочевниками.

Позднейшая борьба с другими врагами, например с поля­ками, также оставила свои следы в былинах и, в особенности в исторических песнях и в исторических преданиях. Известна историческая песня, в которой изображается неудачная осада Пскова шведским королем Стефаном Баторием.

Возникновение письменности в древней Руси не только при­общило славянские племена к Византийской, а значит и миро­вой культуре, но и создало условия для зарождения своей самобытной письменной литературы. В первой половине XI в. в Киеве уже велась летопись: запись исторических событий по годам. В летописи иногда встречались полностью законченные литературные произведения, сказания, исторические документы.

Главная идея древнейшей «Начально-русской летописи» — объединение всех русских сил под водительством великого князя киевского для борьбы с многочисленными врагами.

Та же идея о единстве земли Русской в борьбе против ино­земных захватчиков и поработителей пронизывает величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве, написанный неизвестным автором в 1185—1187 гг. В «Слове о полку Игореве» рассказывается о походе северских князей под главенством Игоря Святославича против половцев.

     О мужественной обороне Русского государства в середине XIII в. от его врагов с Запада рассказывается в древнем сказании «О житии и храбрости великого князя Алексан­дра». В этом сказании запечатлелись подвиги великого князя владимирского Александра Ярославича, прозванного Невским.

Патриотизм понимался средневековыми летописцами как «патриотизм доброго христианина», защищающего родную землю. Народный героизм проявлял себя в любви и благодарности простых людей к родной земле-кормилице, которую нельзя отдать в поругание жестокому врагу. Несмотря на классовый характер древнерусской литературы, ее всегда отличала бескорыстная, глубокая любовь к народу и родине. Общая беда Русской земли, ее горести и страдания перед лицом врага сплачивали людей, заставляли острее почувствовать, глубже понять необходимость сообща заботиться о Русской земле, чтобы «она не погибла, чтобы не перестала память родителей наших и наша, и свеча бы не угасла» (из «Завещания потомкам» великого князя московского Семена Ивановича Гордого, 1353 г.).

«Не погубить землю Русскую!» — рефрен героических произведений Древней Руси. «О храбрые, мужественные сыновья русские! — обращается летописец к русским воинам. — Постарайтесь защитить свое отечество. Русскую землю, от поганых, не жалейте своих жизней, пусть никогда не увидят глаза ваши разорения святых церквей и домов ваших, и погибели детей ваших, и поругания жен и дочерей ваших! » и приводит примеры из современной ему истории греческого и балканских народов, которые не встали мужественно на свою защиту и потому были порабощены османами (Софийская вторая летопись, «Повесть о стоянии на реке Угре»).

Суровым предостережением врагам Русской земли звучат заключительные строки «Завещания Магнуса, короля шведского», созданного новгородским книжником: «Не наступайте никогда на Русскую землю! » … И поныне всему миру известны слова, приписываемые Александру Невскому: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! »

1.    Гудзий, Н.К. История древнерусской литературы / Н.К.Гудзий. - М., 1966г.

2.    Лихачев, С.Д. История русской литературы XI-XVII веков; под редакцией Д.С. Лихачева / С.Д.Лихачев. - М., 1980.

3.    Мелетинский, Е.М. Происхождение героического эпоса (ранние формы и исторические памятники) / Е.М.Мелетинский.- М., 1963.

4.    Пропп, В. Я. Основные этапы развития русского героического эпоса. / Пропп В. Я. Сказка. Эпос. Песня.  - М.:, 2001.

 

 



Источник: http://irsolovieva.ucoz.ru
Категория: Мои статьи | Добавил: мама (04.04.2012) | Автор: Ирина E W
Просмотров: 1047 | Комментарии: 1 | Теги: древнерусская литература, фольклор | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта

  • Наш опрос
    Кто вы?
    Всего ответов: 163

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz